Смотрим вместе
Все для организации совместных просмотров кинофильмов, театральных постановок и виртуальных экскурсий
Выберите уровень образования ⟶
Кинематография
Исполнительское искусство
Экскурсии
Регламент организации
совместных просмотров кинофильмов
Запуск совместного просмотра кино с учениками в сервисе Zoom
Организовать совместный просмотр
Можно организовать совместный просмотр в двух вариантах:

1. Предварительное и итоговое обсуждение организовать в режиме видеоконференции, а фильм ученики смотрят самостоятельно по разосланной ссылке.

2. Просмотр с последующим обсуждением можно провести с использованием сервиса Zoom.
Просмотру фильма предшествует целенаправленная работа
1. Классным руководителем проводится предварительная беседа о фильме и его создателях. Обучающимся даются конкретные советы о том, на что следует обратить внимание при просмотре кинокартины. Целесообразно объяснить при этом незнакомые термины киноискусства (сюжет, титры, сценарий, режиссёр и др.). Необходимо сориентировать обучающихся на предстоящее обсуждение, дать им конкретные задания к будущей киноконференции: какие события изображаются в фильме; какими средствами киноискусства актёры раскрывают образы главных героев; как используются пейзажные съёмки; как музыка передаёт и эмоционально усиливает отдельные эпизоды фильма.

2. Задания-вопросы помогают обучающимся подобрать материал для выступлений, нацеливают их на написание тематических отзывов. При распределении заданий необходимо учитывать склонности и интересы ребят, уровень их развития.

3. Целенаправленному просмотру кинофильма и его последующему обсуждению содействует также разработка общего плана обсуждения и заблаговременное ознакомление с ним обучающихся. Например, можно предложить следующий план:
  • Кто автор сценария фильма? Какие факты его творческой биографии вам известны?
  • Кто режиссёр-постановщик фильма? Какова его творческая биография?
  • Идейно-тематическое содержание фильма, решение в фильме актуальных проблем.
  • Образы главных героев и искусство игры актёров.
  • Художественно-эстетические достоинства фильма.
  • Жанр кинокартины. В чём проявляются его особенности в этом фильме?
  • Общее впечатление о фильме.
Различают два варианта обсуждения: экспромт, специально подготовленное обсуждение.

Чаще практикуется второй вариант – специально подготовленное обсуждение. Возможно использование разных приёмов, которые активизируют обучающихся и нацеливают их на восприятие фильма.

4. До просмотра фильма классный руководитель распределяет поручения: один из членов коллектива должен анализировать работу режиссёра (лучше начинать с обсуждения фильма-экранизации, где его работа наиболее «ощутима»), другой – оператора, третий – сценариста. Несколько обучающихся получают задание оценить оформление фильма – художественное и музыкальное. Два-три ребенка (по желанию) просматривают периодическую печать с целью поиска отзывов и рецензий на кинофильм.

5. Можно рекомендовать после просмотра кинофильма провести анкетирование обучающихся. В анкету включаются 2-3 вопроса (Что тебе больше всего понравилось в фильме? Что не понравилось? Если бы ты был режиссёром, как бы закончил этот фильм? Иногда целесообразно предложить детям дать краткий письменный отзыв о просмотренном фильме).

6. Если фильм представляет экранизацию какого-либо литературного произведения, то можно посоветовать обучающимся предварительно прочитать его. Если это школьники младших классов, то педагогу следует доступно рассказать о произведении и его авторе, прочесть подходящие отрывки из книги или пьесы, заботясь о сохранении у них интереса к фильму.
Возможные варианты вопросов для обсуждения фильма
  • Понравился ли вам фильм? Почему?
  • Это фильм – экранизация литературного произведения. Кто читал повесть? Как вы считаете, что интереснее – фильм или повесть? Почему?
  • Какова идея фильма?
  • Какие главные проблемы решаются в фильме?
  • Какие сюжетные линии вы считаете самыми сильными? Почему?
  • Дайте краткую характеристику положительных и отрицательных черт (главных и второстепенных героев).
  • Какие нравственные проблемы поднимаются в фильме?
  • Чем вы объясните поступки героев?
  • Что вы считаете наиболее удачным в работе оператора и художника?
  • Какие сцены производят наиболее сильное впечатление?
  • Удачно ли музыкальное сопровождение фильма? Соответствует ли оно настроению героев, действиям, происходящим на экране?
  • Какие вы заметили недостатки фильма?
  • Можно ли считать этот фильм событием в киноискусстве?

    7. В ходе обсуждения фильма желательно, чтобы каждый обучающийся высказал своё мнение, обосновав его материалами фильма. Полезно поднять спорные вопросы и обсудить их вместе с детьми, для того чтобы понимание ими достоинств и недостатков фильма стало ещё более глубоким. Желательно, если это возможно, связать увиденные на экране события с материалом учебного курса истории, литературы и других предметов. Учителю следует повести обсуждение так, чтобы ответы обучающихся подкреплялись ссылками на конкретные эпизоды фильма, выводами из увиденного.

    8. Обсуждение завершает классный руководитель, высказывает своё отношение к отдельным моментам фильма и делает логические акценты на его художественных достоинствах и воспитательном значении. Более результативным и активным будет обсуждение фильма, если в нём участвуют на равных обучающиеся и педагоги, воспитатели и родители.
Спектакли, мюзиклы, оперетта, опера, балет
Рекомендуемый перечень фильмов для детей
  • Белеет парус одинокий (Союздетфильм, 1937 год, реж. В. Легошин, 6+)
  • Алые паруса (Мосфильм, 1961 год, реж. А. Птушко, 88 мин., 6+)
  • Большое космическое путешествие (Ст. Горького, 1974 год, реж. В.Селиванов, 0+)
  • Слон и верёвочка (Союздетфильм, 1945 год, реж. И. Фрэз, 0+)
  • Сломанная подкова (Ленфильм, 1973 год, реж. С. Аранович, 80 мин., 0+)
  • Белый флюгер (Ленфильм, 1969 год, реж. Д. Кочарян, 6+)
  • Большой аттракцион (Мосфильм, 1974 год, реж. В. Георгиев. 0+)
  • Огонь, вода и… медные трубы (Ст. Горького, 1968 год, реж. А. Роу, 0+)
  • Где это видано, где это слыхано (Ленфильм, 1973 год, реж. Б.Горлов, 0+)
  • Витя Глушаков – друг апачей (Мосфильм, 1983 год, реж. Г. Бежанов, 0+)
  • Дикая собака Динго (Ленфильм, 1962 год, реж. Ю. Карасик, 6+)
  • Каменный цветок (Мосфильм, 1946 год, реж. А. Птушко, 0+)
  • Макар-следопыт (Ленфильм, 1984 год, реж. Н. Ковальский, 6+)
  • Мама (Мосфильм, 1976 год, реж. Э. Бостан, 0+)
  • Марка страны Гонделупы (Ст. Горького, 1977 год, реж. Ю. Файт, 6+)
  • Егорка (Ст. Горького, 1984 год, реж. А.Яновский, 69 мин., 0+)
  • Есть идея! (Ст. Горького, 1977 год, реж. В.Бычков, 77 мин., 0+)
  • Живая радуга (Ст. Горького, 1982 год, реж. Н. Бондарчук, 67 мин., 0+)
  • Зимнее утро (Ленфильм, 1966 год, реж. Н. Лебедев, 83 мин., 0+)
  • Зеленые цепочки (Ленфильм, 1970 год, реж. Г. Аронов, 98 мин., 0+)
  • Новогодние приключения Маши и Вити (Ленфильм, 1975 год, реж. И. Усов, 0+)
  • Новые похождения Кота в сапогах (Ст. Горького, 1957 год, реж. А. Роу, 0+)
  • Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева (Ст. Горького, 1959 год, реж. И. Фрэз, 0+)
  • Пока бьют часы (Ст. Горького, 1976 год, реж. Г. Васильев, 6+)
  • После дождичка в четверг (Ст. Горького, 1985 год, реж. М. Юзовский, 0+)
  • Приключения жёлтого чемоданчика (Ст. Горького, 1970 год, реж. И. Фрэз, 0+)
  • Приключения маленького папы (Ст. Горького, 1979 год, реж. Д. Крупко, 0+)
  • Приключения Травки (Мосфильм, 1976 год, реж. А. Кордон, 6+)
  • Принцесса на горошине (Ст. Горького, 1976 год, реж. Б. Рыцарев, 0+)
  • Сережа (Мосфильм, 1960 год, реж. Г.Данелия, И. Таланкин, 77 мин., 0+)
  • Синяя птица (Ленфильм, 1976 год, реж. Джордж Кьюкор, 0+)
  • Сказка о царе Салтане (Мосфильм, 1966 год, реж. А. Птушко, 0+)
  • Сказка про влюблённого маляра (Ленфильм, 1987 год, реж. Н. Кошеверова, 0+)
  • Сказка о потерянном времени (Мосфильм, 1964 год, реж. А. Птушко, 6+)
  • Сказка, рассказанная ночью (Ст. Горького, 1981 год, реж. И. Тарковская, 76 мин., 0+)
  • Снежная королева (Ленфильм, 1966 год, реж. Г. Казанский, 0+)
  • Совсем пропащий (Мосфильм, 1973 год, реж. Г. Данелия, 6+)
  • Соловей (Ленфильм, 1979 год, реж. Н. Кошеверова, 0+)
  • Старая, старая, сказка (Ленфильм, 1968 год, реж. Н. Кошеверова, 0+)
  • Старик Хоттабыч (Ленфильм, 1956 год, реж. Г. Казанский, 0+)
  • Точка, точка, запятая… (Мосфильм, 1972 год, реж. А. Митта, 0+)
  • Три толстяка (Ленфильм, 1966 год, реж. А. Баталов, 0+)
  • Фантазёры (Ст. Горького, 1965 год, реж. А. Магитон, 0+)
  • Финист – Ясный сокол (Ст. Горького, 1975 год, реж. Г. Васильев, 0+)
  • Царевич Проша (Ленфильм, 1974 год, реж. Н. Кошеверова, 0+)
  • Усатый нянь (Ст. Горького. 1977 год, реж. В. Грамматиков, 0+)
Мультфильмы на музыку известных композиторов
  • Мультфильм «Времена года», музыка П.И. Чайковского, Союзмультфильм, 1969г., youtube.com/watch?v=t1vNrzM6EK4&feature
  • Мультфильм «Детский альбом», музыка П.И. Чайковского, Союзмультфильм, 1968г., youtube.com/watch?time_continue=8&v=tsvJdWc1Sus&feature
  • Мультфильм «Щелкунчик», музыка П.И. Чайковского, Союзмультфильм, 1969г., youtube.com/watch?v=xKozhQNYCLI&feature
  • Мультфильм «Зимняя сказка», музыка П.И. Чайковского, Союзмультфильм, 1945г., youtube.com/watch?v=JIGxDpQPYsc&feature
  • Мультфильм «Весенние мелодии», музыка П.И. Чайковского, Союзмультфильм, 1946г., youtube.com/watch?v=whI_rC9PrhU&feature
  • Мультфильм «Лебединое озеро», музыка П.И. Чайковского, компания Toei Animation (Япония), 1981г., youtube.com/watch?v=mymv25H5TY4&feature
  • Мультфильм-мюзикл «Гадкий утёнок», музыка П.И. Чайковского, киностудия «Стайлер», 2010г., mults.info/mults/?id=3094
  • Мультфильм «Рондо в турецком стиле», музыка В.А. Моцарта, «Волшебная флейта» — сборник мультфильмов по произведениям классической музыки, 2008г., youtube.com/watch?v=M_2naJAAPb4&feature
  • Мультфильм «Волшебная флейта», музыка В.А. Моцарта, «Волшебная флейта» — сборник мультфильмов по произведениям классической музыки, 2008г., youtube.com/watch?v=9WIrODIUG4M&feature
  • Мультфильм «Маленький Моцарт», музыка В.А. Моцарта, "Волшебная флейта" - сборник мультфильмов по произведениям классической музыки, 2008г., youtube.com/watch?v=_kmNAgr-LzQ&feature
  • Мультфильм «Верное средство», музыка В.А. Моцарта, Союзмультфильм, 1982г., youtube.com/watch?v=REjjvSz2jzY&feature
  • Мультфильм «Сказка сказок», музыка В.А. Моцарта, Союзмультфильм, 1979г., youtube.com/watch?v=vTowzpTwv4s&feature
  • Мультфильм «Снегурочка», музыка Н.А. Римского-Корсакова, Союзмультфильм, 1952г., youtube.com/watch?v=IOBwMwOHlHY&feature
  • Мультфильм «Сказка о золотом петушке», музыка Н.А. Римского-Корсакова, Союзмультфильм, 1952г., youtube.com/watch?v=4ZVm8pnTj_4&feature
  • Мультфильм «Ночь перед Рождеством», музыка Н.А. Римского-Корсакова, Союзмультфильм, 1951г., youtube.com/watch?v=WfjXEesZ0NA&feature
Google-чтения «От мала до велика»
«От мала до велика» — литературный марафон, организованный Google при поддержке «Союзмультфильм» и Билайн. Около 300 чтецов — как звезд, так и обычных пользователей — читают любимые русские сказки на протяжении восьми часов. Среди них российские знаменитости, общественные и политические деятели: Дмитрий Песков, Тутта Ларсен, Тимур Родригес и др. Смотрите чтения и открывайте русские сказки по-новому!

Экскурсии в музеи
Вариант №1
1. Государственный центральный музей современной истории России
Основной сайт музея: www.sovrhistory.ru
Виртуальный музей: vm.sovrhistory.ru/sovremennoy-istorii-rossiiДополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: culture.ru/institutes/11143/gosudarstvennyi-centralnyi-muzei-sovremennoi-istorii-rossii

2. Музеи Московского Кремля
Основной сайт музея-заповедника: kreml.ru
Виртуальные экскурсии: kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions/Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: culture.ru/institutes/4200/muzei-moskovskogo-kremlya

3. Государственный исторический музей
Основной сайт музея: kreml.ru
Электронный каталог, включающий 65 виртуальных экскурсий: catalog.shm.ru
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: culture.ru/institutes/10124/gosudarstvennyi-istoricheskii-muzei

4. Государственная Третьяковская галерея
Основной сайт галереи: tretyakovgallery.ru
Виртуальные выставки: tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: culture.ru/institutes/10078/gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya

5. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Основной сайт музея: pushkinmuseum.art
Виртуальный музей: virtual.arts-museum.ruДополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: culture.ru/institutes/12241/gosudarstvennyi-muzei-a-s-pushkina

6. Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Основной сайт музея: muar.ru
Виртуальный музей: vma.muar.ru
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: culture.ru/institutes/7985/gosudarstvennyi-nauchno-issledovatelskii-muzei-arkhitektury-imeni-a-v-shuseva

7. Государственный музей нового западного искусства
Виртуальная реконструкция Государственного музея нового западного искусства – первого в мире музея современного искусства, существующего исключительно в интернет-пространстве. Главной гордостью коллекции стали более 800 оцифрованных картин Моне, Сезанна, Гогена, Дега, Ренуара, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других живописцев, тысяча объектов графики и 106 скульптур. Все экспонаты представлены в интернете в высоком качестве без ограничений просмотра и доступа. Это совместный проект Министерства культуры Российской Федерации, Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Виртуальные реконструкции: newestmuseum.ru/history/virtual/index.php
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: culture.ru/institutes/19927/gosudarstvennyi-muzei-novogo-zapadnogo-iskusstva-gmnzi

8. Государственный музей искусства народов Востока
Основной сайт музея: orientmuseum.ruВиртуальный музей: https://my.matterport.com/show/?m=2GCapTFigVU
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/6596/gosudarstvennyi-muzei-iskusstva-narodov-vostoka

9. Музей Победы
Основной сайт музея: https://victorymuseum.ru
Онлайн-программа для школьников: https://victorymuseum.ru/projects/onlayn-programma-dlya-shkolnikov/
Виртуальный тур: https://victorymuseum.ru/newvtour/GLAV.html
Онлайн-экскурсия по музею: https://victorymuseum.ru/excursions/online
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/10126/muzei-pobedy

10. Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря

Основной сайт музея: http://www.grabar.ru/
Виртуальный тур: http://grb.vm.culture.ru/main/
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/13890/vserossiiskii-khudozhestvennyi-nauchno-restavracionnyi-centr-im-akademika-i-e-grabarya

11. Государственный центральный музей кино
Основной сайт музея: http://www.museikino.ru/
Виртуальный музей: http://www.museikino.ru/exposition/
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/10337/gosudarstvennyi-centralnyi-muzei-kino

12. Музей-панорама «Бородинская битва»
Основной сайт музея: http://1812panorama.ru/
Виртуальный музей: https://new.newpaintart.ru/#intro
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/2776/muzei-panorama-borodinskaya-bitva

13. Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева
Основной сайт музея: http://gbmt.ru
Виртуальные выставки: http://gbmt.ru/ru/exhibition/arFilter...
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/11454/gosudarstvennyi-biologicheskii-muzei-im-k-a-timiryazeva

14. Исторический парк «Россия – Моя история» (павильон 57 на ВДНХ)
Основной сайт исторического парка: https://myhistorypark.ru/?city=msk
Программа онлайн-мероприятий: https://myhistorypark.ru/poster/edinoe-raspisanie-nashikh-aktivnostey-online/ Виртуальная экскурсия
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/33945/istoricheskii-park-rossiya-moya-istoriya

15. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Основной сайт музея: http://www.rusmuseum.ru/
Виртуальный музей: http://virtual.rusmuseumvrm.ru/
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/36178/gosudarstvennyi-russkii-muzei

16. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Основной сайт музея: https://www.hermitagemuseum.org/
Виртуальный музей: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/virtual_visit/Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/1485/gosudarstvennyi-ermitazh

17. Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург)
Основной сайт музея: http://www.gmir.ru/
Виртуальный музей: http://www.gmir.ru/virtual/gmirpano/
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/10348/gosudarstvennyi-muzei-istorii-religii

18. Российский этнографический музей (Санкт-Петербург)
Основной сайт музея: https://ethnomuseum.ru
Виртуальный музей: https://ethnomuseum.ru/posetitelyu/virtualnye-tury
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/741/rossiiskii-etnograficheskii-muzei

19. Государственный музей-заповедник «Царское село» (Санкт-Петербург)
Основной сайт музея: https://tzar.ru
Онлайн-трансляции экскурсий: https://tzar.ru/news/1584700924
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/10130/muzei-zapovednik-carskoe-selo

20. Центральный музей связи имени А.С. Попова (Санкт-Петербург)
Основной сайт музея: https://www.rustelecom-museum.ru
Виртуальный музей: https://www.rustelecom-museum.ru/visit/plan/virtualnyy-muzey
Дополнительная информация на портале КУЛЬТУРА.РФ: https://www.culture.ru/institutes/5380/centralnyi-muzei-svyazi-imeni-a-s-popova
Вариант №2
Музеи Ярославля, Екатеринбурга, Великого Новгорода, Тулы, Петрозаводска, Ставрополя, Нижнего Тагила, Красноярска и других городов России приглашают на виртуальные экскурсии по своим экспозициям (https://www.culture.ru/museums/institutes/hasVirtualTours-true/location-russia).

Вариант №3
Проект #Москвастобой Комитета по туризму города Москвы представляет подборку видеоэкскурсий по музеям, заповедникам, паркам, усадьбам и улицам столицы (https://www.youtube.com/channel/UC-By8osIJoeasNbRBBqF6Jg/videos).
Вариант №5
Ознакомиться с музейными экспозициями можно на портале «Музейная Москва онлайн». Здесь для пользователей доступны почти 40 тысяч экспонатов и 148 виртуальных выставок.
Вариант №6
Школьные музеи образовательных организаций города Москвы приглашают на виртуальные экскурсии:

1. ГБПОУ «Первый Московский Образовательный Комплекс»
2. ГБОУ Школа № 1476
3. ГБОУ Школа № 587
4. ГБОУ Школа № 1394 «На набережной»
5. ГБОУ Школа № 1530 «Школа Ломоносова»
6. ГБОУ ДО «Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»
Google: виртуальные выставки и интерактивные туры
Google Arts & Culture
Глобальный интерактивный образовательный проект, который объединяет в одном месте оцифрованное культурное и историческое наследие планеты и дает к нему доступ интернет-пользователям во всем мире. Google Arts & Culture также доступно в мобильной версии для iOS и Android.
Экскурсии по ведущим музеям мира на платформе Google Arts & Culture
Виртуальная экскурсия по Международной космической станции на платформе Google Arts & Culture
Виртуальная экскурсия в формате 3D на борту МКС
Экскурсии по знаковым достопримечательностям мира на Google картах
Виртуальные экскурсии в формате 3D по мировым достопримечательностям, доступны на разных языках
Регламент организации совместных просмотров театральных постановок
Запуск совместного просмотра спектакля
Организовать совместный просмотр
Совместный просмотр можно организовать в двух вариантах:

1. Предварительное и итоговое обсуждение организовать в режиме видеоконференции, а спектакль ученики смотрят самостоятельно по разосланной ссылке.

2. Просмотр и обсуждение можно провести онлайн с использованием онлайн-сервиса Zoom.
Просмотру театральной постановки предшествует целенаправленная работа:
1. Классный руководитель с классом выбирает постановку пьесы и театр, учитывая школьную программу и возрастной ценз, который указан в афише спектакля.

2. Обучающиеся заранее знакомятся с произведением, по которому поставлен спектакль, выполняют задания по подбору информации о театре, об актерах, о спектакле, о драматурге, об исторической эпохе, к которой относится пьеса, о костюмах.

3. Классным руководителем обычно проводится предварительная беседа о спектакле, авторе, действующих лицах. Даются конкретные советы о том, на что следует обратить внимание при просмотре театральной постановки. В беседе необходимо сориентировать обучающихся на предстоящее обсуждение и дать им конкретные задания: какие события изображаются в спектакле; какими средствами актёры раскрывают образы главных героев; как музыка передаёт и эмоционально усиливает отдельные сцены спектакля.

4. Задания-вопросы помогают обучающимся подобрать материал для выступлений, нацеливают их на написание тематических отзывов. При распределении заданий необходимо учитывать склонности и интересы ребят, уровень их развития.

5. Целенаправленному просмотру спектакля и его последующему обсуждению содействует также разработка общего плана обсуждения и заблаговременное ознакомление с ним обучающихся. Например, можно предложить следующий план:

  • Кто автор пьесы? Какие факты его творческой биографии вам известны?
  • Историческая эпоха, показанная на сцене.
  • Жанр постановки. В чём проявляются жанровые особенности в пьесе?
  • Идейно-тематическое содержание спектакля, его актуальность?
  • Кто режиссёр постановки? Какова его творческая биография?
  • Образы главных героев и искусство игры актёров.
  • Художественно-эстетические достоинства.
  • Общее впечатление о спектакле.
Различают два варианта обсуждения: экспромт, специально подготовленное обсуждение.

В тех случаях, когда обучающиеся знают основные критерии оценок театральной постановки, обсуждение может пройти сразу после просмотра в форме свободной беседы, направляемой педагогом, воспитателем.

Но чаще практикуется второй вариант – специально подготовленное обсуждение. Как его готовить? Возможно использование разных приёмов, которые активизируют обучающихся и нацеливают их на восприятие постановки.

До просмотра спектакля классный руководитель распределяет поручения: один из членов коллектива должен анализировать работу режиссёра, другой – актёров. Несколько обучающихся получают задание оценить оформление спектакля – художественное и музыкальное, а другие (по желанию) просматривают периодическую печать с целью поиска отзывов и рецензий на постановку.

6. Можно рекомендовать после просмотра спектакля провести анкетирование обучающихся. В анкету включаются 3-4 вопроса (Кто из героев больше понравился и почему? Что тебе больше всего понравилось в пьесе? Что не понравилось? Если бы ты был режиссёром, как бы закончил этот спектакль?).

Иногда целесообразно предложить обучающимся дать краткий письменный отзыв о просмотренной постановке, нарисовать афишу.

Обсуждение спектакля – сложная форма воспитательной работы. Обучающиеся по-разному реагируют на то, что видели, часто высказывают неожиданные суждения, задают вопросы. Поэтому лучше всего вести обсуждение самому классному руководителю, педагогу, воспитателю. После краткого вступления он сразу переходит к обсуждению.

Возможные варианты вопросов:
  • Понравилась ли вам театральная постановка? Почему?
  • Как вы считаете, что интереснее – произведение, которое вы прочитали, или спектакль, поставленный по этому произведению? Почему?
  • Есть ли фильм-экранизация по этому произведению? Смотрели вы его? Чем отличается театральная постановка от показа той же пьесы на экране?
  • Какова идея пьесы?
  • Какие главные проблемы в ней решаются? Назовите их.
  • Кто из героев показался вам самым привлекательным? Чем именно вас привлекает этот персонаж?
  • Какие сюжетные линии вы считаете самыми сильными? Что этим хотели сказать автор и режиссёр?
  • Дайте краткую характеристику положительных и отрицательных черт главных и второстепенных героев.
  • Какие нравственные проблемы поднимаются в спектакле?
  • Какие сцены производят наиболее сильное впечатление?
  • Что вы считаете наиболее удачным в работе декоратора и костюмера?
  • Удачно ли музыкальное сопровождение спектакля? Соответствует ли оно настроению героев, действиям, происходящим на сцене?
  • Какие вы заметили недостатки в постановке?
  • Можно ли считать этот спектакль событием в театральной жизни?
  • Кого из персонажей вам хотелось бы сыграть, если будем ставить спектакль в классе по данному произведению?
Материалы
Сказки с оркестром

Театральные постановки с сайта Культура.РФ
Театральные постановки с сайтов театров
Мюзиклы и музыкальные спектакли сайта Культура.РФ
  • «Принц и нищий», Московский Художественный Академический Театр имени М. Горького, 1985 год, culture.ru/movies/1884/princ-i-nishii
  • «Дороже жемчуга и злата», театр «Современник», 1984 год, culture.ru/movies/1719/dorozhe-zhemchuga-i-zlata
  • «„Бременские музыканты" Мюзикл для всей семьи», Государственный театр оперы и балета Удмуртской республики имени П. И. Чайковского, culture.ru/movies/4697/bremenskie-muzykanty-myuzikl-dlya-vsei-semi
  • «Принц и нищий», Театриум на Серпуховской п/р Терезы Дуровой. 2013 год. 1 отделение youtube.com/watch?v=T5787Ybhnlc&feature
  • «Принц и нищий», Театриум на Серпуховской п/р Терезы Дуровой. 2013 год. 2 отделение youtube.com/watch?v=Vi9YQWY49Jo&feature
  • «Бай-бай, Храпелкин!», Театриум на Серпуховской п/р Терезы Дуровой. 2006 год. 1 отделение youtube.com/watch?v=nPLtxM-ZXMk&feature
  • «Бай-бай, Храпелкин!», Театриум на Серпуховской п/р Терезы Дуровой. 2006 год. 2 отделение youtube.com/watch?v=H4UI9GqExz0&feature
  • «Летучий корабль», Театриум на Серпуховской п/р Терезы Дуровой. 2010 год. 1 отделение youtube.com/watch?v=R1sBxvAB9bs&feature
  • «Летучий корабль», Театриум на Серпуховской п/р Терезы Дуровой. 2010 год. 2 отделение youtube.com/watch?v=_9OC9Up0faE&feature
  • Музыкальный спектакль «Клоунцерт. Приключение в городе Я», Театриум на Серпуховской п/р Терезы Дуровой. 1 отделение youtube.com/watch?v=ibUJHBLcYhk&feature
  • Музыкальный спектакль «Клоунцерт. Приключение в городе Я», Театриум на Серпуховской п/р Терезы Дуровой. 2 отделение youtube.com/watch?v=CL6MHS23IiA&feature
Опера
  • «Золотой петушок» (Государственный академический Большой театр России, 1988 год) culture.ru/movies/1511/zolotoi-petushok
  • «Маугли» (Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н. И. Сац, 2012 год) culture.ru/movies/4519/maugli
  • «Садко» (Государственный академический Большой театр России, 1980 год) culture.ru/movies/894/sadko
  • «Любовь к трем апельсинам» (Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н. И. Сац, 2012 год) culture.ru/movies/4524/lyubov-k-trem-apelsinam
  • «Красная шапочка» (Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н. И. Сац, 1982 год) youtube.com/watch?v=QCan1eZeHlM
  • «Золушка» (Театр «Новая опера» им. Е. В. Колобова, 2013 год) culture.ru/movies/4412/zolushka
  • «Руслан и Людмила» (Мариинский театр, 1995 год) youtube.com/watch?v=QJ2FMwzgtWE
  • «Золотой петушок» (Мариинский театр, 2012 год) youtube.com/watch?v=7NdqHygEVGA
  • «Сказка о царе Салтане» (Мариинский театр) youtube.com/watch?v=URAvOfNJvC0
  • «Золотой петушок» (Государственный академический Большой театр России, 1989 год) youtube.com/watch?v=AJnAkpqVDcc
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (Театр СПб государственной консерватории, 2012 год) часть 1: youtube.com/watch?v=G6nWJNiJSak
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (Театр СПб государственной консерватории, 2012 год) часть 2: youtube.com/watch?v=gOoDg_YFLCc
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (Театр СПб государственной консерватории, 2012 год) часть 3: youtube.com/watch?v=Q1nmdCu4Xq4
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (Театр СПб государственной консерватории, 2012 год) часть 4: youtube.com/watch?v=vzAs4SsE90M
  • «Снегурочка» (Государственный академический Большой театр России, 1981 год) youtube.com/watch?v=LgRPBXtrzoE
  • «Садко» (Государственный академический Большой театр России, 1980 год) youtube.com/watch?v=duekV_gI140
Балет сайта Культура.РФ
  • «Синяя птица» (Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, 1983 год) culture.ru/movies/1858/sinyaya-ptica
  • «Щелкунчик» (Государственный академический Большой театр России, 1977 год) culture.ru/movies/1487/shelkunchik
  • «Щелкунчик» (Мариинский театр, 2007 год) youtube.com/watch?v=oA_KFouhgdI
  • «Щелкунчик» (Государственный академический Большой театр России,1966 год) culture.ru/movies/1833/shelkunchik
  • «Петрушка» (Государственный академический Большой театр России, 1964 год) culture.ru/movies/1905/petrushka
  • «Каменный цветок» (Государственный академический Большой театр России, 1990 год) culture.ru/movies/1761/kamennyi-cvetok
  • «Спящая красавица» (Государственный академический Большой театр России, 1973 год) culture.ru/movies/1934/spyashaya-krasavica
  • «Спящая красавица» (Парижская национальная опера, 2000 год) youtube.com/watch?v=mfzkf7QbaBo
  • «Конёк-Горбунок» (Ленинградский театр им. Кирова, 1991 год, 6+) youtube.com/watch?v=r4x3peKhXfg
  • «Конёк-Горбунок» (Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) youtube.com/watch?v=XFTahfTXUo0
  • «Алые паруса» (Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н. И. Сац, 1985 год) culture.ru/movies/1496/alye-parusa
  • «Петрушка» (Государственный академический Большой театр, 1990 год) youtube.com/watch?v=EszSXgodINI
  • «Жар-птица», Государственный академический Большой театр, 2003 год) youtube.com/watch?v=fzCe7EozFJI
  • «Чиполлино» (Киевский театр оперы и балета, 1976 год) youtube.com/watch?v=K-Tf2QLhjfo
Тематические подборки театральных постановок
К 75-летию Победы